Доброго Вам времени суток друзья!
Мы открываем серию статей о моделизме, призванных для того, чтобы Вы могли не только приобретать модели , но и обсуждать их, делится полезными советами и достижениями. Первая обзорная статья будет для начинающих моделистов, дабы помочь им в сие нелегком, но крайне увлекательном занятии.
Первое с чем Вам надо будет определится- это какими красками Вы будете окрашивать Вашу модель. Краски бывают акриловые и эмалевые. Акриловые не требуют специального разбавителя, разбавляются обычной водой, у них практически отсутствует запах. Эмалевые же разбавляются специальным разбавителем или обычным растворителем (типа «646», «647»), однако, этот тип красок отличается резким запахом, поэтому будьте осторожны, если Вы подбираете краски для моделирования вместе с ребенком (с рук эмаль смывается неважно). Ценовая политика между эмалевыми и акриловыми красками практически не отличается, поэтому только Вы сами сможете решить, на каком типе красок Вам остановится.
Так вот, Вы определились с типом краски. Теперь Вам нужно подобрать нужные цвета, но недостаток опыта дает о себе знать. На этот случай всегда есть интернет под рукой. Почти у каждого производителя есть список рекомендуемых цветов для каждой конкретной модели, у кого-то они указаны на русском языке на боковине упаковки ( производитель «Звезда»), у кого-то внутри упаковки и на английском языке ( производитель «Tamiya»). В любом случае безвыходных ситуаций не бывает, всегда можно попросить продавца моделей или , оформляя заказ через интернет-магазин, указать в комментариях просьбу подобрать Вам краски. Основные цвета, которые Вам потребуются:
-белый;
-черный;
-серебряный.
Остальные Вы сможете приобрести по мере сборки модели. Главное правило при работе с красками – не смешивать акрил с эмалью. Что касаемо, смешивания акрила разных производителей, конфликт наблюдался лишь при участии красок от «Звезды». Так что если Вы решили пользоваться производителем красок «Звезда», советуем Вам не мешать их еще с кем-либо, возможно свертывание. Перед началом работы Вам следует открыть краску и переместить небольшую часть в отдельную баночку или крышку, если есть возможность- приобрести палитру для работы с красками, далее Вы разбавляете эту часть краски в пропорции ¼ ( если это акрил-водой, если эмаль-разбавителем). Одной баночки основного цвета Вам хватит приблизительно на 2 модели при окрашивании кисточкой и 3 модели при окрашивании аэрографом. По опыту скажу Вам, что не всегда окрашенные аэрографом модели выглядят более аккуратно выполненными, все зависит только от Вашей аккуратности и терпения. Для работы с аэрографом краски нужно разбавлять обязательно! Так же нужно помнить, что краски фирмы «Звезда» для работы с аэрографом не рекомендуются, часто замечалось засорение сопла, характерно было беспричинное «плевание», неравномерность покрытия вне зависимости от степени разбавления. Аэрограф приобретается в комплекте с компрессором и шлангом, друг без друга система работать не будет. Некоторые моделисты задают вопрос, возможно ли использование компрессора для накачивания автомобильных шин, не отвечу Вам с уверенностью, но точно скажу , что напряжение у них разное, по отзывам идея не очень добротная, хотя….Россия своими Кулибиными славится.
Но если серьезно, лучше все таки каждую вещь использовать по назначению, так она и прослужит дольше и удовольствия принесет больше, поэтому, советую, компрессор приобретать специализированный. Для тех у кого не получается качественное окрашивание с помощью кистей, а для приобретения компрессора временно нет возможности (удовольствие не из дешевых), советую использовать краски-спрей в баллонах (очень достойный ассортимент у «Tamiya»).Окрашивание с помощью баллонов достаточно равномерное и очень удобно при большом объеме поверхности окрашивания. Если Вы решили остановиться на технологии окрашивании кистями, то не поскупитесь приобрести их разных размеров и форм (плоские и круглые), они точно Вам пригодятся.
Итак, начинаем работу. Открываем долгожданную нами модель. Вытаскиваем литники и инструкцию ( второе подробно изучаем). Далее не буду Вам писать банальности, а просто выложу картинку Вашего плана-действия на примере сборки самолета.
Рис. 1. Технология сборки масштабных моделей : а — окрашивание мелких деталей на литниках; б — срезание деталей с литниковой рамы; в — протыкание тюбика с клеем; г, д — нанесение клея; е — стягивание резинкой склеенных узлов и деталей; ж — монтаж деталей; з — склеивание воздушного винта; и — нанесение декоративных полос (так называемых «полос вторжения»); к — нанесение пятнистого камуфляжа; л — разметка под волнистый камуфляж; м — перевод опознавательных знаков.
Прежде всего никогда не склеивайте сразу модель «намертво». Конечно, понятно ваше желание побыстрее увидеть свое «детище» в сборе, но, поспешив со склейкой, вы обрекаете себя на лишние хлопоты, да и модель никогда не будет иметь качественный вид. Склеивайте так, чтобы можно было без ущерба разобрать модель или снять нужные детали, не повреждая их. Согласитесь, что не очень удобно красить мелкие детали собранном виде (такие как кабина с пилотом, кресла танкистов), поэтому в данной схеме описана технология окрашивания мелких частей на литниках.
Теперь хотелось бы подробнее остановится на отделке моделей , ведь это , наверное, самая кропотливая часть сборки.
Первое чем Вам придется заниматься в ближайшее время перед окрашиванием-это выглаживание модели. Проще сказать-ее ошкуривание. Для этого Вам потребуется шкурка разного типа грубости. Сперва модель следует обработать грубой наждачной бумагой, перед работой размочите ее в воде и трите модель в местах прохождения швов, обязательно стирайте следы от клея. Далее Вам следует сменить абразив с грубого на финишный ( более мелкий) и завершить этап выглаживания. Особое внимание уделите местам выступания мелких деталей, заклепок и т.д. Наждачную бумагу Вы можете приобрести в специализированном магазине , там представлены как наборы, так продаются и отдельные листы разделенные по грубости абразива и в обычном строительном магазине (выбирать тогда следует М40 и мельче).
После ошкуривания детали модели нужно поместить в оправку, для того чтобы не окрасить себе руки и не держать их до посинения. Применять можно все, что Вам покажется удобным: спички, зубочистки. Надо приклеить деталь к оправке тем местом, каким она будет приклеена к модели, для этого Вы можете использовать клей или же пластилин. Дальше оправку Вам нужно будет куда-то воткнуть, для этого можно использовать пенопласт.
Далее следует процесс обезжиривания. Обычно используют для этого спирт, кто-то бензин или водку. Некоторые моделисты, а таких немало, предпочитают модель перед грунтование мыть, используя при этом мыло, стиральный порошок или средство для мытья посуды. Такие методы вполне допустимы, ведь главное это детали обезжирить, главное, не забыть после мыла и прочего модель не забыть тщательно промыть. Самое главное в этом процессе, что после обезжиривания модель в руки брать нельзя!
После обезжиривания модель следует загрунтовать. Грунтовка поможет увеличить сцепление между краской и самой моделью. Грунтовки бывают разные, как в спреях, так и жидкие. Для окрашивания с помощью кистей Вам лучше воспользоваться грунтовкой спреем , она бывает нескольких цветов : белая и серая( представлена в линейке товаров «Tamya»), так же неплохой грунт есть у фирмы Акан, там он делится на шлифуемый и нешлифуемый ( в зависимости от того будете Вы использовать промежуточное шлифование поверхности или нет). Для грунтования с помощью аэрографа есть специальные жидкие грунтовки, которые так же делятся по цветовой гамме (белый и серый цвет) для них так же существуют специальные разбавители, что позволяет более экономный расход продукта. Не забывайте заклеивать прозрачные части моделей при грунтовке, для этого есть огромный выбор маскирующих лент от различных производителей. Основной разницей между ними является только ширина ленты.
Если вдруг Вы заметили подтеки, разводы, неравномерность слоя после этапа грунтования-не отчаивайтесь, все можно исправить. Для этого Вам потребуется наждачная бумага ( финишная или ультра-финишная), шлифуем все недочеты. Если вдруг Вы слишком увлеклись и дотерли до пластика, процедуру грунтования повторяем заново. Если Вы используете процедуру промежуточного грунтования, то окончательное грунтование неизбежно. Оно поможет Вам окончательно избавиться от всех недостатков и получить желаемый результат. Не забывайте во время процесса нанесения лака, закрыть масками все прозрачные части модели, в противном случае они потускнеют и потеряют прозрачность.
И так, настал самый волнительный процесс нанесения основного тона модели. Для того, чтобы понять какой тон является основным, Вам нужно изучить схему окраски. Какого тона будет больше, тот и будет у Вашего творения основным. Исключение составляют светлые тона – желтый, серебряный, красный, голубой, светло-серый. Если основной тон модели светлый, то сначала Вам нужно будет окрасить модель в белый цвет, тогда светлые тона будут смотреться ярче, а уже после этого наносить основные цвета. Не стоит красить модель одним и жирным слоем, лучше в несколько заходов и тоненькой пленочкой, тогда Вы сможете в процессе окрашивания не только видеть свои недочеты (разводы, проблески), но и иметь возможность их скорректировать. Основным тоном можно окрасить всю модель, только при условии, что это не красный цвет.
После того как краска высохла Вы можете нанести на модель лак. Его сейчас огромный выбор, жидкий для нанесения кистью или в спреях, матовый или глянцевый, все зависит от Ваших пожеланий окончательного вида модели. Использование лака упрощает выбор между глянцевой и матовой краской, ведь при использовании лака Вам становится неважно ,какого типа была краска, т.к. лак выровняет тон модели.
Один из завершающих этапов окрашивания модели-нанесение камуфляжа. Вот тут-то Вам потребуется вся Ваша внимательность и аккуратность, ведь любое неловкое движение может испортить весь внешний вид Вашего шедевра. Есть основные правила нанесения камуфляжа, которые следует обязательно соблюдать. Сначала наносят светлые тона, затем темные, неокрашиваемые части закрываются масками ( маскировочными лентами, специальными жидкостями типа «Color Stop» ). Так же как и при нанесении основного тона окрашивание нужно наносить в несколько слоев, если Вы используете лак, то лачить после нанесения последнего слоя камуфляжа.
Ну вот, основная работа выполнена. Теперь можно заняться нанесением декалей, ярких опознавательных знаков, подобрать фототравление, в конце концов состарить модель и придать ей еще более реалистичный вид. Друзья, фантазия творца нескончаема и непредсказуема. Так что не теряйте времени и приступайте к Вашему любимому увлечению. Хотя…для некоторых все таки это не просто увлечение, а часть жизни или пережитых моделистом событий . Ну это уже совсем другая история)))
P.S. Советую Вам использовать средства для полировки моделей или приобретать стеклянные футляры.
Спасибо за внимание. Надеюсь, кому-нибудь статья покажется занимательной.
Ко всем новостям »